К главе 7.6. «Методика разработки иллюзионного номера»
В детском саду воспитательница
раздала детям карандаши: «Дети, рисуем картинки на тему «Новый год» («Моя
семья», «Мой домашний питомец», «Мои выходные» и т.п.). И дети рисуют, в
соответствии со своими представлениями о заданной воспитательницей теме.
В школе. Учитель:
«Темой нашего урока будет….», - и назвав тему урока излагает её в соответствии
с учебной программой.
В институте
преподаватель начинает каждую пару словами: «Темой нашей лекции будет….» и
знакомит студентов с темой лекции с точек зрения различных учёных подходов.
Созваниваются два
приятеля: «Есть тема, надо встретиться», - значит есть то, о чём необходимо
поговорить, обсудить что-то конкретное и получить взгляд товарища
на эту тему.
Тема в переводе с
греческого буквально означает «то, что положено в основу». В основу детского
рисунка, школьного урока, лекции в институте, разговор двух приятелей.
В культуре точно
также, как и в детском саду, школе, институте, межличностных отношениях. Тема —
это то, о чём рассказывается в книге, фильме, пьесе, стихотворении, песне.
Тема всегда конкретна. Пока нет темы, не может начаться
работа автора над произведением.
А вот идея абстрактна – это отношение автора к теме.
Рисующий малыш, учитель в школе, преподаватель в институте, сценарист,
режиссёр, писатель, каждый обычный человек в обыденной жизни – все они авторы.
И у всех у них есть своё, полученное в результате личностного развития,
воспитанное, выработанное или установленное учебной программой, отношение к
теме. Весь процесс создания произведения - это процесс раскрытия и
решения темы и ее трансформации в идею.
Идею невозможно высказать ни о чём. Идею можно высказать только
относительно чего-то. Поэтому идеи без темы не существует. Тут, казалось бы,
спорить не о чем – всё предельно ясно и понятно.
Но не спешите с выводами.
Устоявшиеся каноны драматургии оспариваются В.С.
Свечниковым, который решил внести в неё коренные новации. В драматургии ведь оно
как? – ещё со времён Аристофана выделялась тема, а затем автор устанавливал
собственное отношение к ней, которое и раскрывал через сюжетное действо. Потому
уже много столетий драматургия оперирует понятием единства темы и идеи.
Но новатор в драматургии В.С. Свечников решил убрать, по его
мнению, никому не нужную тему и руководствоваться исключительно идеей. Идеей
относительно чего? Относительно ничего – темы-то нету.
Так может быть?
По мнению В.С. Свечникова может. Сейчас мы Вам зачитаем. Но
сначала мы вас привяжем к стулу – не спорьте, так надо!
Итак:
«Разработку
иллюзионного номера рекомендуется проводить в такой последовательности:
- Определяется основная художественная
идея номера, учитывающая внешний вид и возможности конкретных артистов.
Выбранная идея определяет всю концепцию номера.»
- Стоп! А художественная идея номера относительно чего? В
смысле относительно какой темы номера?
- А – никакой, считает культуртрегер новой драматургии В.С.
Свечников. Вот просто определите идею – и всё. И при этом учитывайте внешний
вид артистов. Вот смотришь на артиста – и подозреваешь, что он очень неумный.
Значит темой номера может быть «дурак», а идея номера – авторское отношение к
таким людям.
- Опять стоп! В.С. Свечников тему определять не велит!
«Дурак» - это тема, и про дурака, значит нельзя идею устанавливать. Вот
смотришь на внешний вид артиста и думаешь про его возможности, но тему
установить нельзя – только идею. А как установить идею, не имея темы? Ведь идея
– это мысленная установка относительно чего-то, или кого-то, то есть
относительно какой-то темы, в данном случае внешнего вида и умственных возможностей
артиста. Внешний вид и возможности конкретных артистов – это тема. А тему В.С.
Свечников не велит определять. По его мнению, при создании иллюзионного номера
необходимо установить только идею. Идею относительно чего, или кого?
- Относительно ничего.
- Так ещё никогда в истории человечества не бывало, а в
драматургии и подавно – всегда определялась тема и потом к ней устанавливалась
авторская идея.
- Смирись! Теперь будет! Книга же не зря написана!
- Но установить идею относительно ничего невозможно!
- А профессор В.С. Свечников считает, что возможно.
- А примеры таких идей, о «ни о чём» он приводит?
- Видишь ли, он не приводит в своей книге пример идеи «ни о
чём». Он идеей считает конфликт.
- ??????? Это невероятно. В драматургии ещё никто не считал
конфликт идеей!
- Ну, вот, а пролагатель новых путей в драматургии В.С.
Свечников считает, что конфликт это и есть идея в драматургии:
«Основная идея
сценария номера для двух исполнителей строилась на взаимодействии двух
конкурирующих между собой артистов»
- Вы не шутите? Если тема номера – конфликт, то идеей может
быть только демонстрация отношения автора к такому конфликту, но не сам
конфликт. Если два человека подрались на улице – то в чём идея? В драке?
Драматургия до В.С. Свечникова считала, что тема – это драка, отношение к драке
или дерущимся – идея, а конфликт – это драматическое взаимодействие персонажей.
- Вы не понимаете, теперь не так. Конфликт в драматургии Свечниковым
отменяется и вместо конфликта теперь будет идея.
- Можно я уйду? Не читайте дальше. Развяжите меня.
- Пока не дослушаешь до конца, мы тебя не отпустим. Слушай
дальше:
«Этот обозначенный
внутренний конфликт разворачивал сценическое действие…»
- Вы ведь прочитали, что конфликт, тьху – идея, строилась на
взаимоДЕЙСТВИИ двух исполнителей, то есть на драматическом действии, а теперь
читаете о внутреннем конфликте… Скажите, вы меня обманываете? Мало-мальски
знакомый с драматургией человек так не мог написать.
- С драматургией В.С. Свечников действительно не знаком –
зато он хорошо знает, как охранять жизнь и здоровье человека.
- Ну может быть он это про охрану жизни и здоровья человека
и писал?
- Нет, В.С. Свечников писал о «разработке сценария иллюзионного номера», не умничайте – слушайте
дальше:
«Но, кроме основного
стержневого направления развития номера, необходимо было продумать
первоначальный эффект и финал»
- В драматургии нет никакого «первоначального эффекта», есть экспозиция…
- Что Вы бледнеете, не закрывайте глаза… эй… принесите воды
… он сознание потерял. Да развяжите же его, это уже сто двадцать девятый, кто
сознание теряет при чтении книги В.С. Свечникова. Хорошо хоть привязали, целых
10 минут выдержал… В следующий раз надо будет кого-нибудь вовсе не знакомого не
только с азами драматургии, а вообще безграмотного взять – может до 15 минут
чтения дотянем.
Из приведенного отрывка следует, что В.С. Свечников
совершенно не знаком даже с азами драматургии. Но взялся писать о драматургии
иллюзионного номера и о создании его сценария. И написал, с точки зрения не
только драматургии, но и здравого смысла совершенную бессмыслицу, выдумывая
собственные термины, заменяя ими уже существующие сотни лет. И зачем было так
позориться? Зачем было показывать свою совершенную безграмотность?
Но это ещё не всё.
В этой же книге Свечников В.С. взялся писать о классификации
магических эффектов. Я вот заинтересовался этой частью книги – мне интересна
магия, я хочу понимать, как правильно через плечо плевать, чего делать, когда
чёрная кошка дорогу перебежала, какой обряд провести если вернулся в дом забыв
что-то, как показывать монеты на восходящий месяц и другие интересные вещи.
Но в книге В.С. Свечникова о магии ни слова. Он о
классификации эффектов фокусов писал. А пообещал, что про магию писать будет.
Он, наверное, магию от фокусов не отличает. Я расстроился, что не буду знать магическое
правило - через какое плечо плевать, когда кошка дорогу перебежит и читать всю
книжку не стал. Потому, что про классификацию фокусов уже много умные люди
писали и с этим классификациями всё уже понятно. Но в этом я тоже ошибся.
Нашёлся такой человек, который всю книжку Свечникова прочитал и сумел остаться
в здравом рассудке и сознание ни разу не терял. Мощный человек, крепкий. Павел
Айдаров его зовут. Прочитал этот мужественный человек всю книжку Свечникова и
высказал своё мнение, что Свечников писал не про фокусы и не про их эффекты, но
про что-то другое, про какое-то управление и созидание, что по совершенно
здравому мнению Павла никак к фокусам не относится, да ещё и уличил Свечникова,
как и в случае с драматургией, в выдумывании собственных терминов, которыми
Свечников заменяет общепринятые:
«Размышления над Вашей классификацией, приводят к выводу, что выделение
магических актов вообще не является классификацией, ибо созидание и управление
никак не являются видами иллюзионного жанра, т. е. сначала Вы делите
иллюзионный жанр на созидание, управление, нарушение законов природы и
ментализм, а потом уже на эффекты. Если нарушение законов природы и ментализм
ещё можно назвать разновидностью иллюзионного жанра, то созидание и управление
- никак нельзя. То есть выделение магических актов - это не классификация, а
простая группировка. Но даже по поводу этой группировки много недоумений:
почему эффект исчезновения причисляется к созиданию? Вы пишите: "Очевидно,
этот базисный эффект можно рассматривать как реверсирование эффекта
появления". Совсем не очевидно! Большинство фокусов с исчезновением вовсе
нельзя реверсировать на появление! Непонятно почему левитация не относится к
нарушению законов природы...
Теперь по магическим эффектам.
В Вашей классификации, в отличие от моей, нет эффекта превращения - одного из
основных иллюзионных эффектов. Есть близкий эффект - изменение вида. В моей
классификации изменение вида - это разновидность превращения, обратного же, что
превращение есть разновидность изменения вида, сказать нельзя. Впрочем, Вы
этого и не говорите, ибо давая разъяснения эффекту изменения вида, Вы ничего не
упоминаете о превращении. То есть эффекта превращения в Вашей классификации
нет.
Далее. Вы выделяете такой эффект как липкость. Я же его считаю разновидностью
левитации (нарушения земного притяжения).
Вы выделяете такие эффекты как проницательность и неуязвимость. Я их объединяю
одним эффектом проникновения.
В моей классификации нет таких эффектов как "совпадения" и
"аномальные явления", ибо я их не считаю основными. Что касается
эффекта "оживление", то что-то из него можно отнести к ментальной
магии, что-то к левитации, а тому что останется сложно претендовать на один из
"основных" иллюзионных эффектов.
Эффект "Неудачи зрителя" я называю "Победой фокусника в
игре", ибо главное не то, что зритель потерпел неудачу, а то, что фокусник
всегда одерживает победу. Простая неудача зрителя - это ещё не эффект.
Эффект "идентификация" Вы относите к разновидности ментальной магии,
у меня же это отдельный эффект, ибо данный эффект является одним из основных в
карточной магии.
В вашей классификации также нет таких эффектов как "несоизмеримость"
и "освобождение".
Чисто специфические эффекты ментальной магии у меня объединены эффектом
"демонстрация уникальных способностей". Вы же пытаетесь их все
изложить, однако это уже выделение не вида, а подвидов.»
Подведём итог.
Свечников написал совершенно безграмотный с точки зрения
драматургии опус. Для придания тексту научности, он выдумал всякие новые
правила, которыми сам же никогда не пользовался и которые противоречат любым
канонам драматургии, сценарного искусства и даже способу мышления Homo sapiens.
Его классификация внешних
эффектов фокусных трюков также далека от реальности и не даёт возможности
практического применения. Вероятно потому, что сам Свечников никогда
профессиональной карьеры фокусника не имел, занимался фокусами, как любитель,
да так и остался на аматорском уровне понимания жанра фокусов.
Я никому не могу
рекомендовать прочесть втюхиваемую забесплатно Свечниковым книженцию под выспренним
названием «Теория и практика сценической магии» - не тратте время, в этом
наборе слов нет ни про теорию, ни про практику, ни про сценографию ни магии, ни
фокусов. Хотя… если группа лиц Вас привяжет к стулу – тогда Вам деваться будет
некуда – придётся слушать минут 10 – потом всё равно сознание отключиться не
выдержав пионерских идей новатора драматургии и классификации.
Немає коментарів:
Дописати коментар